Школьные воспоминания тех лет общие - серые булочки, присыпанные сахарком, смоченным,,чтобы не рассыпался , сажевые самодельные мажущиеся чернила, тетрадки из заводских синек. И моё тупое непонимание арифметики,которую отец,выводимый мною из терпения, пытался вдолбить мне прямо в голову.Так до четвёртого класса она в меня и не лезла.
Отец работал на военном заводе (Сельхозмашиностроения), и мама пошла туда же, меня отдали в детсад, который был тут же в нашем дворе. Двухэтажное здание с игровыми площадками, разгороженными полосками акации. Большой вестибюль с колоннадой, Ленинчик, опирающийся локтем на стопку книг. Помню ряды коек в огромных спальнях, нашу очередь к баку с компотом с кружками в руках, сухофрукты по счёту, праздник с выступлениями. Я был"командирроты" и срывал голос, командуя строем из нескольких девочек.В садик я ходил недолго, и в 43 году пошёл в школу,
По дворам ходила женщина и обучала жильцов противохимической обороне. Я болтался во дворе и вскоре эту повторявшуюся неоднократно лекцию выучил наизусть.Лекторша даже поручала мне чтение и я бойко барабанил про иприт-льюизит. Это 41 или 42 год.
ЭТО ВОЙНА НАЧАЛАСЬ. И все последующие годы разговоры начинались со слов "вот война кончится!"
пением:- Враг будет разбит, победа будет за нами. Это уже после речи Сталина. Всем тогда провели радиоточки, а приёмники изъяли.Впрочем, у нас приёмника и не было.
С круглым столом связано и воспоминание моего марша вокруг него с
Ещё был этап, когда я смог заглянуть на стол, приподнявшись на носки.
А КЛИГЕР КОПФ,- так я говорил сюсюкающим надо мной, голубоглазым тогда блондинчиком, и поглаживал себя по головке. Впрочем, сам я этого не помню, это из рассказов ,так же, как не помню и поездки с бабушкой на Украину, откуда вернулся черноволосым и говорящим по-украински. Уезжал не говорящим. Войдя в нашу комнату, первым делом спросил про термометр на стене:-Що це таке? Из первых картинок вспоминается какая-то песочница , я на санках с отцом, а снег ярко блестит под фонарём.
На той стороне было теплее и светлей, чем во дворе, открытом только северу. Та Сторона была и у школы,расположенной на окраине нашего посёлка ,граничащей с Портом, посёлком железнодорожников, рядом с бойней и вендиспансером.А за школой, уступив немного места спортплощадке, располагалось капустное поле. Зимой из-под снега там торчали тощие длинные кочерыжки. Но школа-это потом, в 43-м году.
Та сторона была солнечной, но дальше полоски тротуара было НЕЛЬЗЯ.( Однажды я увидел, выйдя поиграть, великолепный огромный игрушечный грузовик и сразу понял: Моё! Едва оторвали меня от чужой игрушки.)
Это будущее оказалось отложенным лет на пять,на "после войны".
дальше были пустыри и котлованы будущих строений.
Может быть, это странное пространство мне нравится потому, что давным-давно понятие "та сторона" означало пространство за нашим домом, куда вела арка из прямоугольного двора , и где можно было поиграть на узком растрескавшемся асфальтовом тротуаре.Та сторона была тогда границей застроенного жилого пространства, называвшегося КБСом,
Передо мной на стене картина художника и барда Бачурина - с конверта его пластинки "Шахматы на балконе". Из тёмной арки какого-то большого здания на светлую сторону выходит мальчик с мячом.Мне нравится разглядывать красно-коричневые колонны,баллюстраду,ярко освещённую боковую стену с высокими проёмами окон,тёмную зелень у стены, дорожку к горизонту и круглое, вероятно,дерево, вдали, и белые облака на плоском темно-синем небе.
ТА СТОРОНА
Аннотация:Воспоминания челябинца
Размещен: 10/11/2004, изменен: 17/02/2009. 109k.
(le-bo@narod.ru)
Бондаревский Лев:
Бондаревский Лев. Та сторона. Кбс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий